#бизнеслинчстратегии

Вступление

Несколько недель назад Магнит выложил презентацию со своей трансформационной стратегией в открытый доступ. После этого мероприятия акции Магнита упали до исторического минимума за 6 лет. Существуют разные мнения, что послужило причиной такого падения, но поскольку мы привыкли работать с фактами, то решили провести анализ презентации со стратегией, которая была продемонстрирована инвесторам и находится в открытом доступе на сайте Магнита.

Небольшой дисклеймер: мы не знаем, как проходило мероприятие и какие давались комментарии. Мы также не знаем, существует ли какой-то более подробный документ.

Основная часть

Итак, начнем наш #бизнеслинч:

  1. Первое, что бросается в глаза, – это отсутствие сформулированных и оцифрованных целей. Компания пишет, что хочет повысить капитализацию, возврат на капитал и стать лидером по доле в «кошельке клиента» в течение 5 лет. К сожалению, совершенно непонятно, на сколько компания хочет вырасти, не указано ни одной конкретной цифры, кроме количества точек сети. Отсутствие оцифрованных целей ставит под сомнение все остальные тезисы: из-за того, что не ясны цели, не ясен и объем изменений, необходимых для достижения этих целей.

 

  1. Рыночная ниша и конкурентные преимущества. Судя по той сегментации, которая используется в презентации, Магнит провел большую работу по изучению своей клиентской базы и ее потребностей. Клиенты разделены по типу поведения: от «фанатов скидок» до «ценящих комфорт». Желание работать со всеми сегментами объясняет такие инициативы, как развитие мультиформатной сети с учетом специфики региона, а также выход в новые продуктовые сегменты: косметический, фарма, товары для детей, корма для животных и т.д.

Текущая ниша Магнита понятна – это массовый сегмент, т.е. те, для кого важна низкая цена и близкое месторасположение. Эти клиенты готовы (или были готовы до последнего времени) терпеть не слишком привлекательную атмосферу магазинов.

Проблема в выборе стратегической ниши на будущее заключается в том, что, несмотря на подробную сегментацию, ниша так и осталась не определенной, т.к. указанные сегменты охватывают абсолютно всех жителей России.

Что касается конкурентных преимуществ, т.е. тех факторов, за счет которых Магнит собирается побеждать конкурентов и, в частности, X5, то презентация не дает ответ на этот вопрос. Все описанные в документе мероприятия и направления работы (программа лояльности, биометрия и проч.) так или иначе проводятся всеми основными конкурентами Магнита.

Также нет гипотез, которые компания собирается проверять. Все сформулировано как утверждение, что нужно делать именно так.

 

  1. Таким образом, из-за отсутствия четко поставленных целей, размытой ниши и неясных конкурентных преимуществ все проекты, о которых говорится в презентации, немного «подвешены в воздухе», а некоторые важные области не раскрыты совсем.
    • Ничего нет про бренд, точнее, он априори указан как сильный. Но почему business people будут выбирать Магнит?
    • Финансовая часть никак не связана со стратегией.
    • Нет обоснования, почему должны выстрелить другие направления бизнеса (корма для животных, аптеки и т.д.). Одного растущего рынка явно недостаточно для того, чтобы принять решения о таких стратегических инвестициях.
    • Делается ставка на индивидуальный ассортимент, удобный формат, знание клиента и т.д. Все эти тезисы уже выглядят устаревшими для 2018 года.
    • Интересно визуализировано текущее состояние дел в разрезе ключевых стратегических компетенций (слайд 39). Судя по картинке, Магнит силен в бренде, управлении сетью и логистикой, а также имеет профессиональную команду и стабильный источник инвестиций. Необходимо улучшить такие направления, как программа лояльности, понимание и соответствие индивидуальным потребностям клиентов.

    Может быть, все эти направления действительно стоит развивать, но абсолютно непонятно, приведет ли все это к победе над конкурентами.

    В целом, создается впечатление расфокусировки: амбиции, ниша и конкурентные преимущества не описаны или описаны очень неконкретно, что ставит под вопрос актуальность всех указанных стратегических инициатив.

    Пока стратегия выглядит так, что Магнит не играет на победу, что и могло вызвать соответствующую реакцию рынка и акционеров.

    Скачать полную версию «Magnit_1H2018.pdf»

Post a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *